Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Со всех сторон

Среда, 20.09.2017



Главная » 2011 » Ноябрь » 16 » Трубадуры и жоглары
17:37
Трубадуры и жоглары

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/84/Troubadour-2003.jpg

ГИЛЬЕМ IX АКВИТАНСКИЙ GUILHEM DE PEITEUS(1071-1126) - первый известный трубадур средневековья. Размеры его владений, включавших в себя Гасконь, Ангумуа, Лимузен  и Анжу, были во много раз больше, чем владения французского короля Филиппа I. Гильем был хорошим рыцарем, хвастуном, поклонником дам и поэтом. Он пел на своем родном языке, окситанском (или провансальском). Гильема можно считать основоположником куртуазной любви: именно он показал, как надо влюбленному вести себя, как сочинять песни в честь дамы.  Он похоронен в аббатстве Saint Jean   l'Evangeliste в Montierneuf. От Гильема до нас дошло 11 песен.[]
 


 

 

 [more]

Трубадур слагает песни и сочиняет для них музыку, а жоглар исполняет их. Многие современники хорошо разбирались в музыке, поэтому, часто великие трубадуры, не имея большого литературного дарования, считались хорошими композиторами. При слове "трубадур" мы сразу представляем себе прекрасного молодого человека, задумчиво перебирающего струны лиры и поющего романсы благородной даме, лунной ночью, под ее балконом. В действительности, все было гораздо прозаичней, а этот образ появился в европейской поэзии 19-го века, в которой преобладало подражание античности и "романтичному" средневековью.

Искусство любви стремилось к добродетели. Не в церковном понимании, а в значении "грация", "изысканность".

Настоящая любовь - та, что совершается красиво, по законам Красоты. Чтобы чувство не увяло, на каждом этапе посвящения рыцари требовали от Дамы знаков благосклонности. Иногда в высшей степени провоцирующих. Они умоляли позволить обнять ее за шею, смотреть, как она раздевается. Бернар де Вентадорн вопрошал в любовном экстазе: "Почему она, когда раздевается, не прикажет прийти к ней, чтобы я мог ждать ее приказаний возле ее ложа? Почему она не соизволит протянуть мне тогда свои ножки - чтобы я смиренно, став на колени, мог снять с нее узкие башмачки!"


Многие трубадуры, с социальной точки зрения, были великими феодалами: среди 350 трубадуров насчитывается, по крайней мере, 5 королей, 10 графов и бесчисленные виконты, маркизы и другие, менее богатые, феодалы, обладающие, тем не менее, замками и вооруженными отрядами. Немалочисленными в рядах трубадуров были также церковники; начиная с папы и с пары епископов и кончая монахами и канониками, церковный класс был широко представлен в поэзии трубадуров.
     Наконец, существовало много трубадуров из низших классов: торговцы мехами, портные, булочники, и т.д, которые хотели обогатиться и прославиться при дворах богатых феодалов-меценатов. Тем не менее, первыми трубадурами были все-таки великие феодалы, и лишь позже социальный горизонт стал расширяться, сохраняя все классовые барьеры и предрассудки.


Трубадур. М. Зичи.


     В Средние Века, за неимением письменной литературы, большая часть населения была необразованной, начиная от королей и кончая слугами, поэтому существовало много жогларов, которых разделялись на два класса.
     Были жоглары, соответствующие русским скоморохам: они развлекали хозяев (играли с обезьянами, изображали птиц или животных, прикидывались сумасшедшими, и т. д.), и заработанные деньги тут же проматывали в тавернах.

http://sr.gallerix.ru/544782448/D/1848886978/

Этот класс преследовался Церковью, так как их жизнь протекала в легкомыслии и дебоширстве, что было равнозначно служению Сатане.

http://www.whoiswho.su/db.img/Rostov/Arhiv/738.jpg
     Но был и другой класс жогларов, более достойный уважения: это были люди, умеющие играть на музыкальных инструментах и петь жития святых и эпические поэмы. Эти жоглары были защищены Церковью, та как их деятельность просвещала и одухотворяла. Самые одаренные среди них имели в своем репертуаре поэзию трубадуров, которую они исполняли только высшему классу, способному оценить качество поэзии. Естественно, нас интересует только этот последний класс жогларов - они были прямо связаны с поэзией трубадуров.

Уже в 13-ом веке, в расцвет поэзии трубадуров, многие из них жаловались, что все, кто умеет хоть как-то играть на музыкальном инструменте и петь, называют
себя трубадурами. В ответ на эту жалобу, испанский король Альфонсо X отвечает:  "... в Испании эта традиция (различие между трубадуром и жогларом) уже
установилась, и мы не хотим, чтобы она менялась, т.к. деятельность жогларов хорошо разделена по названиям: жогларами называются все, кто умеет играть на
инструментах; кто подражает, те зовутся remedadores, а трубадуров зовут segreles при всех дворах; те, кто говорят неразумно, показывая свои знания неумело и без грации людям на улицах и площадях, кто общаются с людьми живущими в бесчестье, этих людей зовут оскорбительно cazurros ("грязные")...те, кто играют с обезьянами, козами и собаками или изображают из себя птиц или животных и поют среди простонародья за малые деньги, все эти люди должны называться bufones, как в Ломбардии. А любезные и знающие люди, умеющие общаться с сильными мира сего, играть на инструментах и петь истории, стихи и песни других, приятные для слуха, те достойны звания жоглара: они приносят двору много развлечений и отдых. Те, кто умеют сочинять слова и музыку, и составлять хорошие danzas, coblas, baladas, albas и sirventeses, тех зовут трубадурами и им достается больше чести, чем жогларам, и это правильно, так как благодаря знаниям трубадуров, другие могут становиться жогларами... Поэтому мы думаем, что лучшие среди трубадуров - умеющие научить как надо правильно рассказать об amor cortes и о событиях, написанных в versos, cansos, и других формах - достойны звания doctores en trobar...".

http://reyalpeleluku.files.wordpress.com/2010/08/hawaiian_troubadour_1898.jpg

     Короче, тот, кто сочиняет, - трубадур, а кто исполняет поэзию других - жоглар.

ЖИЗНЬ ЖОГЛАРОВ
     Главные черты жоглара: он музыкант и певец, постоянно путешествующий от двора к двору, ищущий щедрости дворян, которые одаривают его одеждами, драгоценностями, лошадьми или даже землями. Считалось нормальным, если жоглар путешествовал пешком; но если он имел успех, он ездил верхом.
     Багаж жоглара включал в себя музыкальный инструмент (лиру, лютню, кифару, и т.д.) в кожаном футляре; книжку, в которой записывались поэмы, песни, и т.д. Эти книжки были очень плохого качества, так как писались на кусочках полусгнившего и истрепавшегося пергамента. Наконец, жоглары имели при себе сумку для денег, которая могла оставаться пустой до конца "сезона".
    

http://i.telegraph.co.uk/telegraph/multimedia/archive/01436/troub1_1436540c.jpg

  У жогларов был определенный "сезон", когда они зарабатывали деньги - с начала весны до конца лета. Это было лучшее время для войн, любви, праздников и урожаев. Зиму же жоглар проводил с трубадуром, которому он "принадлежал" (если у него вообще был постоянный трубадур), разучивая новые произведения и улучшая технику исполнения. С приходом весны жоглар (иногда вместе с трубадуром) отправлялся на заработки к богатым феодалам: дворы юга Франции, Арагона и Кастилии не знали предела щедрости. При этих дворах жизнь протекала довольно скучно, поэтому жогларов и трубадуров всегда радушно принимали.


     Заработав приличные деньги, жоглар вновь отправлялся в путь. Часто феодал, у которого он гостил, давал жоглару рекомендательные письма, для того, чтобы его хорошо приняли в следующем дворе. Нередки были случаи, когда феодал хорошо платил жоглару, чтобы тот нес оскорбительные песенки (sirventeses), составленные самим феодалом (выступающим в роли трубадура), во вражьи области, провоцируя там раздоры между вассалами врага. И хотя персона жоглара считалась неприкосновенной, часто их останавливали на границе и обирали; или феодал, которому не нравились слова жоглара, просто-напросто четвертовал певца (так умер жоглар Педро, плохо отозвавшийся о престарелой королеве Англии; другой жоглар, Artuset, был продан королем Арагона Альфонсом Вторым евреям, которые сожгли его на Рождество).   

 Обычно жоглар использовал важные события, чтобы показать свое искусство: победа в войне, коронация, рождение наследника, смерть феодала, церковные праздники, и т.д. Иногда жоглары пели для феодалов без всякой причины, в конце ужина, с единственной целью развлечь хозяев, по их же желанию.
      Репертуар жоглара составляли античные классики, Библия, легенды о короле Артуре и о рыцарях Круглого стола, подвиги Тристана, Карла Великого и его пэров, а также поэзия трубадуров.
     По окончании "сезона", жоглар возвращался домой, к семье.
Образование трубадуров зависело от его социального положения: великие феодалы были более образованны, чем простолюдины, и их цель была "украсить душу", тогда как простолюдины писали, чтобы заработать деньги. В то же время церковники были гораздо образованней дворян.

   Все трубадуры должны были получить соответствующее образование: умение читать, писать, играть на музыкальном инструменте и и обладать навыками риторики. С наступлением Возрождения трубадуры стали более просвещенными: они начали учить так называемые семь искусств, включающих в себя Trivium (грамматика, риторика, диалектика) и Quadrivium (геометрия, арифметика, астрономия, музыка).

http://dneprviolin.ucoz.ua/lekziiist/trubadur/anonim1.jpg

С течением времени трубадуры оставляли литературную деятельность, более подходящую юности, и посвящали себя другим делам. Одни оседали в городах и занимались торговлей. Другие принимали монашество и иногда занимали высокие церковные посты. Третьи продолжали поэтическую деятельность: основывали школы для новых трубадуров, где преподавались искусство поэзии и техника исполнения. Четвертые оставались при дворах и занимали светские должности.

Любопытно, что многие знаменитые трубадуры, после столь бурной жизни, оканчивали свои дни в тиши монастырей, в качестве скромных монахов, копировальщиков или писцов.

Категория: Литература | Просмотров: 416 | Добавил: uthitel | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: