Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Со всех сторон

Среда, 23.08.2017



Главная » 2013 » Август » 26 » Традиции празднования Успения Пресвятой Богородицы у народов
21:59
Традиции празднования Успения Пресвятой Богородицы у народов

Традиционно 28 августа Русская Православная Церковь совершает праздничное богослужение в честь Успения Пресвятой Богородицы. Праздник сей предваряется строгим постом.

Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы».

После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием.

Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.

За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы с ними проститься.

Согласно желанию Богоматери ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника.

Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Ее кончины, но вместо тела Девы Марии в гробнице было пусто (по др. источникам там были розы).

Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.

Успение у католиков

Праздник, совершаемый 15 августа, посвящается воспоминанию о кончине Божией Матери и Ее телесного вознесения на небеса.
На Востоке и на Западе этот праздник имеет различные названия. Греки называли его «koimesis» - «погружение в сон» (церк.-слав. - успение). На Западе закрепилось латинское название «assumptio» - «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

Телесное взятие Богородицы на небеса, так же как и ее свобода от первородного греха, является догмой католического вероучения. И хотя в ее успение люди верили на протяжении веков, официально этот догмат был оформлен лишь в 1950 году.

Как и другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение мессы, если для этого нет серьезных препятствий.

Успение в Австрии

Как гласит предание, Богоматерь провела остаток дней своих в доме Иоанна Богослова - одного из любимых учеников Христа.

При ее кончине присутствовали все апостолы, кроме Фомы, который смог прибыть только на третий день. Уступив его просьбам, апостолы открыли гробницу, но нашли в ней лишь множество цветов. Именно с этим связана традиция освящения растений в церквях.

Количество трав, составлявших букет, который несли в церковь для освящения, было различно: от девяти до семидесяти семи. Если такой букет составлялся из девяти сортов трав, то там обязательно должны были быть такие травы как «небесный жар», базилик, тысячелистник, зверобой, валериана, арника, чабрец, коровяк и золототысячник. После торжественной мессы пучки трав благоговейно несли домой и сохраняли до следующего дня Успения: их развешивали в доме над дверью жилой комнаты, ставили в «Божий угол», прикрепляли к брусу в хозяйственных помещениях. Эта традиция сохраняется в Австрии до сих пор.

Также в праздник Вознесения дома украшают цветами и травами, устраивают торжественные процессии, богослужения и театральные действа.

Кстати, с этого дня и до дня Рождества Богоматери (8 сентября) начинался период времени, называемый женское тридцатидневье (Frauendreißígst). Считалось, что в этот период земля получала благословение Божьей матери.

Успение в Болгарии

Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии - один из самых почитаемых в Болгарии православных праздников. В стране много храмов и монастырей, которые названы именем Пресвятой Богоматери. Они хорошо знакомы болгарам, которые в этот день приходят (иногда издалека) в храмы помолиться, принести дары и участвовать в этом большом празднике. Женщины еще накануне пекут обрядовые хлеба, которые наутро относятся в храм и там освящаются.

Как правило, празднику предшествует двухнедельный пост. Поэтому в день Успения Пресвятой Девы Марии по традиции совершается «курбан» - мужчины режут барашка, свежуют его и зажаривают на вертеле. Часть мяса готовят с рисом, а из потрохи варят суп (курбан чорба). Этими яствами угощают всех приходящих в храм после отслуживания литургии.

Имя «Мария» очень популярно в Болгарии. Здесь чуть ли не каждую вторую женщину зовут Марией. Традиционно Успение Пресвятой Богородицы воспринимается как праздник женщин-матерей. Поэтому в тех храмах, где считается, что Пресвятая Дева помогает бездетным женщинам зачать ребенка, гости приезжают еще накануне вечером и остаются ночевать при храме.

Широко известны в Болгарии и некоторые иконы Пресвятой Богородицы. Так ,например, большую популярность приобрела икона Пресвятой Богоматери Троеручицы, которая находится в Троянском монастыре.

Успение в Германии

Данный праздник называется в Германии «Вознесение Марии». Этот день объявлен нерабочим только в федеральной земле Саарланд и в общинах Баварии с преимущественно католическим населением.

По данным статистики федеральной земли Баварии этот праздник отмечается 1700 из 2056 общин Баварии, как официальный выходной.

В римско-католической церкви этот день обозначает, что тело и душа Марии вознеслись на небо, тем самым завершив соединение с богом-отцом.

В VII веке отмечался праздник возвышения Марии в Галлилее, в VIII веке он трансформировался в вознесение и начал праздноваться в Риме 15 августа, с 813 года отмечается в Германии.

Вознесение Марии начинает в католической церкви 30 женских дней - с 15 августа по 12 сентября, в течение которых проходят службы, посвященные Марии. Особо отмечаются дни вознесения Марии (15 августа), королевы Марии (22 августа), рождение Марии (8 сентября, это малый женский день) и день имени Марии (12 сентября).

Легенда гласит, что молодой Иисус после открытия гроба Марии увидел платье матери, цветки роз и травы. Другая легенда описывает, что Иисус спустя три дня после смерти матери заметил, что она поднимается на небо в лучах света и оберегаемая ангелами, а в воздухе распространяются ароматы цветов, трав и кустарников.

В связи с этими легендами на вознесение Марии собираются в католических церквях семь различных трав (число символизирует семь ран Марии). Эти травы должны оберегать от болезней, недугов. Букеты размещают в доме на стенах. Используют в виде чая, отваров и настоев. Также эти букеты могут оберегать от плохой погоды и ненастья, для этого их бросают в открытый огонь.

Кроме этого на этот день приходится первый сбор лесных и кедровых орехов.

Успение в Греции

В Греции отмечается день Успения Божией матери (греч. - Килисис пис Феотоку) не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого.

Многие люди постятся до 15 августа. Во всех церквях и монастырях Св. Богоматери осуществляются пышные торжества. Наиболее известные из таких мест – это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермио. Места эти посещают тысячи людей, даже греки с отдалённой Австралии, Америки, Канады для того, чтобы поклониться Богоматери.

Успение в Испании

Успение Богородицы очень часто в Испании называют Праздником августовской св. Девы или Богородицей августа (Virgen de Agosto). В ходе праздника идут церковные богослужения, религиозные процессии, происходят народные гуляния, иногда даются представления в виде религиозных мистерий.

В городе Эльче (провинция Аликанте) 14 и 15 августа в базилике св. Марии дается традиционное религиозно-театральное представление - auto (misterio) с впечатляющим финалом коронования Девы Марии. Ежегодно в день Успения Богородицы собираются сюда на праздник тысячи богомольцев. Несколько костюмированных юношей представляют в соборе 11 апостолов, а один из них одет, как Мадонна, и поет гимн. На другой день носят по улицам статую Мадонны.

На протяжении почти семи столетий, проявляя всеобщий энтузиазм, жители Эльче сохраняют форму и дух эльчской мистерии, которая достоверно воссоздает мир средневековой религиозной драмы. В 12-16 веках постановка в церкви драм на библейские темы (мистерий) получила широкое распространение во Франции, Англии и Испании. Эти постановки, в которых принимали участие сотни актеров, продолжались порой несколько дней подряд, и в ходе их использовались сложнейшие декорации и оборудование. В эпоху средневековья такие мистерии (действа) разыгрывались во многих соборах европейских городов. В Эльче начиная с 14 века ежегодно 14 и 15 августа ставится по случаю праздника Успения Богородицы средневековая мистерия.

15 августа инсценируется торжественное погребение Девы Марии и возложение на Нее венца. Все это происходит под аплодисменты и ликующие крики толпы. В этот момент играет орган, звонят колокола, вспыхивают огни фейерверка. Это венчание на царство, точнее, момент, когда сверху на главу Богородицы спускается корона, является завершением торжества, переходящего затем в народное гуляние.

Одна из особенностей мистерии состоит в том, что ее участники относятся к разным возрастным группам. В ней заняты прихожане всех возрастов, сплоченные общим энтузиазмом. Дети и подростки, например, исполняют, согласно средневековой традиции, женские роли. Традиция, согласно которой женская роль исполнялась мальчиком, была присуща не только религиозным средневековым пьесам. Во времена Шекспира в Англии и в некоторых других странах женские роли обычно также исполняли мальчики.

В эльчской мистерии Деву Марию изображает 10-12 летний подросток. Он же декламирует и поет тексты, составленные специально для этого торжества. Глубокие корни связывают мистерию с жителями Эльче. Каждый год в этом зрелищном представлении принимают участие сотни семей города.

Сочетание арабо-мусульманской архитектуры, пальм и голубого средиземноморского неба чем-то напоминает обстановку, в которой зародилось христианство. Этим и объясняется, почему Эльче порой называют «испанским Иерусалимом».

Не менее известна религиозная мистерия, посвященная августовской Деве в Ла-Аль-берка (Саламанка), которая разыгрывается под открытым небом на площади перед церковью. В Винуэсе (провинция Сория) разыгрывается шуточное сражение за обладание образом Девы Марии.

Вообще с этим праздником связано немало и чисто народных традиций. Некоторые исследователи полагают, что корни этого праздника связаны с древними земледельческими обрядами, с уборкой урожая, и что Дева Мария пришла на смену другому более древнему образу богини плодородия.

Успение в Италии

Очень интересный праздник отмечают итальянцы 15 августа – Успение Богородицы или Вознесение (Assunzione), которым завершается сезон больших летних работ. В обрядах этого дня слились элементы христианства и язычества.
Второе название этого праздника – Феррагосто (Ferragosto). Происхождение этого названия следующее: древние римские жители торжественно отмечали окончание жатвы праздником консуалий, посвященный древнеиталийскому богу земли и посевов – Консусу. В доимператорском Риме, когда год начинался еще в марте и состоял из 10 месяцев (отсутствовали январь и февраль), консуалии проходили в 6-ом месяце.

В 27-ом году до н.э. римский сенат присвоил Цезарю Октавиану имя Августа, и вскоре один из народных трибунов предложил назвать в честь императора тем же именем «август» 6-ой месяц.

Консуалии праздновали, обмениваясь дарами и пожеланиями и произнося сакраментальную фразу: «Хороших консуальных праздников!» (Bonas ferias consuales!). При Августе праздники переименовали в августалии. Изменилась так же и сакраментальная фраза, стали произносить: «Хороших августовских праздников!» (Bonas ferias augustales). А затем и вовсе эта фраза превратилась в короткое «Buon Ferragosto!»

Император щедро одаривал народ во время торжеств и расточал милости патрициям.

В современной Италии молодежь отмечает 15 августа, разжигая костер на пляже и устраивая посиделки на всю ночь. Так же устраивают салют.

На время Феррагосто Италия как будто вся вымирает, оставляя в городах только туристов. Фабрики и производство закрываются, местные жители, как правило, берут отпуска и отправляются к морю или в горы.

Успение на Кипре

Успение Пресвятой Богородицы – государственный праздник на Кипре, выходной день. Большинство киприотов берут именно на это время отпуск. Правда, это не относится к труженикам гостиничного бизнеса, так как 15 августа – пик туристического сезона.

Богородица своими Пречистыми стопами прохаживала по кипрской земле, до своего Успения почтила своим визитом святого Лазаря, поэтому киприоты испытывают к Пресвятой Богородице особые чувства.

Киприоты говорят, что в этот день все немножечко становятся добрее обычного. Даже полицейские, шутят киприоты, отпускают провинившегося автомобилиста с уменьшенной суммой штрафа по случаю праздника. Но этим жители острова не злоупотребляют.

Успение – общенациональный праздник. В ночь на праздник совершается крестный ход с выносом плащаницы Пресвятой Богородицы. В монастырях, посвященных Деве Марии, проходят особо торжественные службы. Верующие киприоты обязательно стараются побывать утром на службе в храме.

Успение в Латвии

Правительство Латвии присвоило католическому празднику Вознесения Девы Марии на небеса, который проходит с 12 по 15 августа в Аглоне, государственное значение.

Новый государственный праздник называется День Мары.

Будучи всемирно известным святым местом, поселок Аглона, у озер Цириша и Эглес, ежегодно привлекает тысячи туристов и верующих со всех концов света. Многие паломники проделывают немалый пеший путь в Аглону к чудодейственному источнику, бьющему из земли, недалеко от Базилики, окруженной монастырскими строениями XVIII века, где и проходит основное празднество. Богослужения транслируются по телевизору на всю Латвию.

Успение в Хорватии

Успение – очень большой праздник для хорватов, то же, что Святой Патрик для ирландцев или Колумбов день для итальянцев.

Связано это с событиями 1715 года. Тогда турки осадили далматинский городок Синь в Хорватии. Незадолго до этого турки лишились Синя и были полны решимости не только вернуть себе его, но и занять Вену, поставив под угрозу всю христианскую Европу. Напуганный народ Синя, понимая свое бессилие перед многочисленным и мощным неприятелем, обратился с молитвами за помощью к Синьской Богоматери.

Всю ночь 14 августа множество верующих молилось перед чудотворной иконой, названной «Милостивая Богоматерь». Утром 15 августа, в Успение Богородицы, на небе появился лик Матери Божьей. Турки стали заболевать и больше не могли перейти реку Цетину к Синю. Жители посчитали, что турецкое нападение было отбито исключительно благодаря вмешательству небесной Защитницы. Турки бежали бегством, никогда больше не возвращались в Синь.

В благодарность за свою защиту, хорваты еще больше полюбили Богородицу и стали еще больше ее почитать. Считая чудесную победу над турками ее заслугой, хорваты осыпали ее чудотворный лик золотыми дарами и другими драгоценностями. Затем в Сине в честь Богородицы была возведена большая церковь, ставшая наибольшим храмом св. Девы Марии во всей Далмации.

Категория: Религия, мифы | Просмотров: 767 | Добавил: uthitel | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: