Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Со всех сторон

Суббота, 21.10.2017



Главная » 2011 » Ноябрь » 25 » Путешествие в средневековье. Жизнь в замке
18:41
Путешествие в средневековье. Жизнь в замке
Обитатели замков

Количество лиц, проживающих в замке, и отношения между ними зависели от выполняемых замком функций. Меньше всего жителей мы обнаруживаем в "частных" замках, служивших в первую очередь местом жительства хозяина замка и его семьи. Здесь мы встречаем лишь минимум прислуги, в крайних случаях хозяйка замка должна была сама при поддержке одной служанки выполнять домашнюю работу в то время, как хозяин занимался управлением. Отличие от крестьянского образа жизни в этом случае едва ощутимо.

[]

В этом случае управляющий, порой с собственным писарем, наблюдал за поступлениями от крестьян натуральных и денежных податей от крестьян и решал споры между крепостными. В некоторых замках управляющему и писарю выделялось отдельное помещение, часто вблизи ворот, порой в форбурге или на хозяйственном дворе.


Военное обеспечение таких замков, по крайней мере в мирное время, ограничивалось самым необходимым. Так в 1425 г. оба совладельца замка Райхельсберг (Reichelsberg) в нижнефранконском Аубе (Aub) заключили соглашение, что каждый из них выставляет по одному вооруженному слуге, а двух привратников (Türmann и Torwart) и двух стражей оплачивают совместно.

Изначально они были обязаны в обмен на лен нести постоянную службу. Размещались они поначалу скорее всего в постройках ядра замка или форбурга. Однако из-за стесненных жилищных условий уже в 12 в. они строили себе жилые башни за стенами замка. Таким образом вблизи замков возникали настоящие военные поселения. Обязанность гарнизонной службы постепенно размягчалась, а с течением времени стала распространяться лишь на период военной опасности. А поскольку часто получали лены от разных господ, то гарнизонная служба становилась и вовсе невозможной.


Большое число придворных требовало соответствующего количества как простой прислуги, так и специалистов: поваров, пекарей, мясников, кузнецов, шорников, плотников, каменщиков, не в последнюю очередь резчиков, художников, ювелиров. Их можно там и сям встретить и в замках низкой знати, но здесь они обычно не располагали собственными мастерскими.

Свет и тепло

Приятно в июньский день смотреть из окна замка вдаль, любуясь пейзажем. Но кто же холодным, сырым ноябрьским днем по грязным, размокшим дорогам? Жители замка должны были проводить в нем и холодное время года, жалуясь на невзгоды зимы и вздыхая о весне.


Лампа. 15 в.


Хотя стекло было уже известно, но даже в замках знати применялось для остекления так называемое "лесное стекло" ("Waldglas"), которые можно было обрабатывать лишь в молочно-мутные круглые шайбы, пропускавшие лишь минимум света. Большинство рыцарей однако не могло позволить себе и такого стекла. Вместо него окна закрывали едва пропускавшими свет кожами или пергаментом, чаще всего на деревянных рамах, или мехами. От сквозняка щели затыкали соломой или мхом. Это делало и без того сумрачные помещения еще темнее - бесконечные месяцы в полутьме: если в где-то и справедливо наше представление о мрачном средневековье, так именно здесь.


Темные помещения можно было обеспечить лишь слабым освещением. Известные нам свечи из стеарина и парафина были изобретены лишь в 19 в., До этого применялись свечи из жира, получаемого из коровьих почек, или бараньего жира. Свечи из пчелиного воска были дороги и лишь тогда доступны для хозяина замка, если сырье поставляли собственные пчелы. Эффективнее были факелы, но они давали много копоти, портили ковры и мебель и уже по этой причине применялись лишь в особых случаях.


Кафельная плитка с изображением рыцаря. 14 в.
В замках было не только темно, но и очень холодно, а в скальных замках еще и сыро.



Стенной камин в замке Вилденберг (Wildenberg)остававшееся таким образом незадымленным.


Камины



Печь
Одно из старейших изображений кафельной плиты встречается в так называемом Цюрихском гербовом списке (Züricher Wappenrolle) как украшение шлема (!) швейцарского рыцаря "Stubenwied". Роль, которую сыграла печь в повышение комфортности жизни в замке, нашла отражение в указателе лиц княжеского замка Тироль. Fornarius, истопник, и не менее чем 11 его помощников стоят во главе списка.

Интерьер и мебель


Входом в жилую башню служила простая лестница, ведущая на второй или третий этаж. Стены нижних этажей были или оштукатурены тонким слоем извести, или каменная кладка оставалась открытой. Прохлада, идущая от стен, была здесь желанной, так как тут на деревянных стеллажах хранились запасы: фрукты и хлеб, овощи и зелень в сосудах из обоженной глины, другие продукты питания, в больших деревянных чанах - запас воды, предназначенный на крайний случай. Так как вода была плохого качества существенную роль играло вино, хранившееся в бочках.





Над складскими помещениями располагалась кухня с большим местом для разведения огня, на уровне пола или немного приподнятое, над ним - далеко выступающая каминная или дымоотводная оболочка. Меблировка была экономной - простой стол для приготовления пищи, полка для горшков, тарелок или продуктов. Пол покрывался тонким огнестойким слоем из глины или известкового раствора, в последующие века пол делали также из кирпича или каменных плит.


На втором, а порой и третьем этаже жилой башни (или паласа) располагался жилой зал, центральный пункт замка, в котором доминировал большой стенной камин. Здесь стены были оштукатурены или покрыты фресками. Гобелены служили одновременно украшением и защитой от холода, особо роскошные вывешивались лишь по праздничным дням.


Рядом с камином на складных стульях или в креслах сидели хозяин и члены его семьи. Если следовать описаниям современников, то столы заносились в зал лишь на время еды, а потом сразу уносились. Сидели на табуретках или скамьях ("стул" изобрели лишь в 16 в.), а также на складных стульях и табуретках, кроме того на сундуках. Вдоль стен стояли скамьи, или это была одна скамья, шедшая по периметру.





Поэтому нет ничего удивительного в том, что горожане и сельские жители морщили носы в присутствии обитателей замков. Еще в 16 в. хроника обосновывала переселение знати из замков аргументом: "Дабы нам было где мыться". Поскольку тогдашние городские бани не ограничивались уходом за телом, но включали в свой репертуар и услуги современного "массажного салона", трудно сказать с уверенностью, что искали рыцари на самом деле.


Если же следовать средневековым романам и эпосам, то личная гигиена имела обладала высокой ценностью. Запыленный после долгой скачки Парцифаль принимает ванну, опекаемый купальными прислужницами. Мелеганц (в одноименном романе артуровского цикла, 1160-80) застает вовсе не возмущающуюся этим хозяйку замка в купальной бадье, кстати находящейся перед замком под липой. Эпический герой Битерольф устраивает совместные купания "86 или более", а один раз сразу 500 витязей - в бадье, установленной в зале


В купальне или бане находились не только бадьи для мытья, но и паровая баня,


В замках простых рыцарей наоборот они обнаруживаются редко, да и то лишь на пороге Нового времени. Мыло, пусть даже и плохого качества, было обязательной принадлежностью, дорогое мыло научились варить уже в эпоху крестовых походов. Различные щетки, в том числе зубные, чистки для ногтей и ушей также относились к обязательному снаряжению и их существование прослеживается по источникам в отдельных замках.
Маленькие зеркала были известны, но относились к предметам роскоши, так как их умели делать лишь в Венеции. Некоторые, преимущественно знатные дамы, носили парики, красили волосы или завивали их. Естественно и средневековые женщины пользовались косметикой, пусть даже make-up был клейким и не особенно водостойки.


Последствиями были инфекции и понос, болезнетворные микробы вновь попадали в воду и круг замыкался. Настоящий прогресс произошел во время Штауфенов: дела стали справлять просто за крепостную стену. Для этого нужники устраивались на стене: или шахта встраивалась в стену, или нужник в виде эркера выступал из стены. Фекалии уходили либо в свободном

Изображение бадьи. Рукопись"Вильгельм" Вольфрама фон Эшенбаха С внутренней стороны нужники поначалу были открыты обозрению, впоследствии их стали закрывать дверью, превратив в "тайную комнату". А как же зимой, при отрицательных температурах? Ну, были еще ночные горшки, которые поначалу делали из дерева, позже из глины.
Водоснабжение

Пока замки или укрепленные дома знати располагались в издавна заселенной долине, то водоснабжение из ближайшего ручья, источника или шахтного колодца не являлось большой проблемой. Ситуация изменилась в 11-12 вв., когда замки стали строить на вершинах гор или труднодоступных горных плато. Вероятность в узком ареале замка - а замок рос в высоту - найти источник снижалась до нуля и была пожалуй выше лишь в замках, расположенных на выступе горного склона - например замок Найдэкк (Neideck) в Верхней Франконии. А замок без собственного водоснабжения в случае осады был практически бесполезен
Колодцы


В первую очередь рассматривалась возможность получить воду из колодца в пределах замка, что давало гарантию получения свежей воды в случаи осады. Усилия были соответственно велики. Колодец приходилось копать сквозь скальную породу до водоносных слоев, а то и до грунтовых вод.

Чайник из колодца замка Руннебург (Runeneburg) 13 в.
Даже отфильтрованная вода становиться со временем солоноватой, в жаркий период цистерна может к тому же быстро высохнуть. Кроме того цистерны сооружались скорее на случай осады или крайней необходимости, в то время, как обычно пользовались свежей водой из ручьев и источников, даже если ее приходилось с усилиями доставлять за несколько километров.
Лишь редко удавалось переложить этот груз на крестьян. Как правило каждое утро один-два слуги или служанки посылались в долину, которые доставляли воду в замок или сами, или на спине осла - ослиные тропы и сейчас можно встретить вблизи многих высотных замков. То, что нам сейчас кажется невыносимым, было нормальной повседневностью в районе Юра или Франконской Швейцарии вплоть до начала 20 в., крестьянам приходилось здесь носить воду за 4 км от речной долины в горы.

Прибегали ли к таким устройствам в Средневековье, точно не известно - немногие сохранившиеся водопроводы происходят из нового времени, когда оборонительная задача замков отступила на задний план. На сколько высока была заинтересованность в свежей воде показывает пример замка Бервартштайн (Berwartstein): Хотя в замке расположен 80 м колодец, в 16 в. из-за плохого качества воды был сооружен водопровод, ведший к основанию горы, откуда воду уже доставляли пешком. На примере Бервартштайна отчетливо видно, что не полагались на один способ добычи воды: в случае осады замок должен был быть максимально автономен - колодец в совершенстве решал эту задачу, цистерна обеспечивала водой на ограниченный период.
Ежедневная пища


Нигде социальные отличия не проявлялись в средневековом обществе так сильно, как в питании. В раннее средневековье, когда знать жила в деревнях или в их близи, различить жилье знати от жилья крестьян можно даже по пищевым отходам. Еда была важнейшим атрибутом статуса - аристократия и остальное население куда меньше отличались в одежде жилье, чем в пище.

Если простой рыцарь в 14 или 15 вв. владел собственным замком, то ему удалось сильно продвинуться по социальной лестнице. По остаткам пищи в замках мелкой знати археологам удалось реконструировать: естественно ели мясо, но почти исключительно свинину и говядину. Свиньи и коровы ели и крестьяне, но говядина была жесткой и происходила из их старых тягловых животных. Чтобы получить полную питательную ценность мяса, и крестьяне, и рыцари варили его.

Сосуд для запасов и настольные горшки. Свежее мясо зимой было редкостью. Поскольку фуража на зиму не хватало, скотину забивали осенью. Мясо засаливали и хранили в глиняных сосудах.

Зерновые продукты полностью покрывали потребность в пище представителя знати и почти полностью таковые крестьянина. Неурожай и неуклонно следовавшее за ним повышение цен непосредственно било по нижним слоям и делало очевидным неизвестное нам мерило: позиция на социальной лестнице в период скудности продовольствия определяла, кому жить, а кому умереть.

Тарелка из замка Руннебург (Runeneburg) 13 в. Посуда из серебра даже на столах знати была исключением. В основном пользовались деревянными тарелками и бокалами

Значительно большую роль, чем сегодня играла рыба, классическая еда поста. Средневековье знало 70 дней поста, благочестивые христиане постились также по пятницам и субботам, а особо сильно верующие также каждую среду. В эти дни мясо, птица и молочные продукты были табу, кроме того вместо двух основных приемов пищи оставался один.

Одежда


Мы привыкли видеть рыцарей в доспехах, которые они само собой разумеется одевали лишь для боя. Что же носил рыцарь "в частном порядке"? При рассматривании средневековых изображений, например знаменитого Codex Manesse, сразу бросается в глаза отсутствие разницы между мужской и женской, взрослой и детской одеждой. Везде длинные, до щиколотки нижние одежды, над ними кафтан, идущий до пола как у женщин, так и у мужчин. Лишь в 15 в. нижний край одежды у мужчин начал смещаться вверх - настолько, что стали отчетливо заметны мелкие различия.
Еще в 10 в. мы сделали бы это с легкостью: женщина в длинном, широком платье, мужчина в платье до колен, ниже штаны - разновидность льняных панталон средней длины, к ним подвязаны "брюки", так называемые чулки, на ступни одеты чулки. Различия в одежде знати и крестьян проявляются более в качестве, чем в покрое.


В 12 в. подчеркивающее фигуру развитие продолжается, талия и грудь моделируются с помощью шнуровки. "Вверх от пояса почти открытый и совершенно обнаженный" (Конрад фон Вюрцбург) - картина потрясшая современников и потомков. Ниже пояса платье падало в широких складках, теперь оно достигает пола, и при ходьбе его приходиться поддерживать.

Рисунок из "Песни о Роланде". Ок. 1170 г.

Мужская мода подстраивалась, Длина нижней одежды и кафтана росла после 1100 г. и в конце концов тоже достигла пола. Около 1300 г. практичное платье, доходящее до колен, носили слуги и крестьяне, а также рыцари в быту. От женских кафтанов мужские отличались разрезом спереди и сзади, что облегчало верховую езду. Даже длинный рукав был перенят, верхняя часть тела также шнуровалась. Верхнюю одежду часто укорачивали спереди, чтобы открыть обозрению гордость мужской красоты, "рыцарские ноги". "Багряные штаны надевали храбрецы. Бог мой! Как прекрасны были их ноги!" (Готтфрид Страссбургский).

Церковь выступила в поход на жизнерадостные костюмы, она протестовала против открытых мужских ног (особенно если господа "одевали на голые ноги лишь пару сапог"), а также непристойных женских одежд, "которые выставляют на обозрение любовников все, что она может им предложить" (Thietmar von Merseburg, "Chronicon", нач. 11 в.). Кажется церковь имела успех, в ходе 13 в. экстравагантность моды уменьшилась, от излишних украшений отказались. С другой стороны доказательством этому служат надгробные и церковные изображения, которые не вполне соответствуют литературным свидетельствам.


Сбор урожая. Фреска из жилой башни в Триенте. Нач. 15 в.
"Каждый день надо заботиться и беспокоиться о завтрашнем, все время быть в движении, все время в беспокойстве. Здесь должно быть вскопано и снова вскопано поле, надо что-то сделать на винограднике. Надо посадить деревья, оросить луга, свой клочок земли возделать камни, посеять, удобрить, собрать колосья, помолоть; теперь время урожая, теперь снова сбор винограда.
Если год плох, что не редкость в нашей неплодородной местности, то царит страшная нужда". Так описывает Ульрих вон Гуттен еще в начале 16 в. повседневную жизнь отцовского замка Штеккульберг (Steckelberg). Даже в то время, когда денежное хозяйство продвинулось далеко вперед, "рыцарские" будни отчетливо зависят от законов природы и сельского хозяйства.
Как отдельновзятый рыцарь, так и все средневековое общество в целом зависело урожая в сельском хозяйстве, где работало 90% населения. Рыцарь лишь тогда мог сражаться, если его могли прокормить его крестьяне и урожай в его наделе. Так что приходилось все время оглядываться на сельскохозяйственные нужды - и это проявлялось при смене времен года.
Лето

"Теперь время урожая, так что войне придется подождать". Уже франки стремились закончить свои весенние походы до лета, чтобы иметь возможность позаботиться об урожае. При этом лето было хорошим временем для сражений - дни длинные, корм для коней под рукой, войска могут ночевать под открытым небом. Реки с их низким уровнем воды легко преодолеть, дороги хоть и пыльные, но проходимые. Для распрь, "малых войн", лето было даже наиболее подходящим временем: противник еще не собрал урожай, а потому не может надеяться выдержать долгую осаду. Уничтожение урожая таких культур, как виноград, овощи на корню должно нанести ему особенно тяжелый удар, так как уже мало времени для того, чтобы снова посадить и снова вырастить урожай до зимы. Но как правило все же не вели ни войну , ни распрю, а оставались дома, охраняли свой урожай, мололи, складировали и наслаждались длинными теплыми вечерами в замке.
Осень

 



Урожай собран, склады наполнены. Домашние животные, выросшие за лето, приходиться забивать, так как запасов на них не хватит. В установленный день, чаще всего на св. Мартина (11 ноября), крестьяне поставляют оброк. На скошенных полях можно устраивать рокошные охоты. Конец лета и начало осени было традиционным временем битв. Дни становились менее жаркими, дороги не такими пыльными. Без труда можно было прокормить большие массы войск своим, а лучше захваченным урожаем. Большие рыцарские битвы со многими участниками происходили чаще всего с конца августа по конец сентября (Креси, Дюрнкрут, Моргартен, Мюльдорф - Crecy, Dürnkrut, Morgarten, Mühldorf)
Зима

В ноябре заканчивалось удобное для поездок время, дожди размывали дороги, реки переполнялись и становились непроходимыми, на морях господствовали штормы - что было справедливо для путешественнико, было справедливо и для войска. Как правило бои затихали, искались компромиссы, если конечно восстания не требовали вмешательства. Иногда холод имел достоинства, так как замерзшие дороги были проходимы для тяжелых повозок и всадников, покрытые льдом реки и болота не служили больше препятствием. Кто вел сойну зимой, обеспечивал себе элемент внезапности. Как правило однако зиму проводили дома, оставаясь наконец с женой и детьми. Сидели тесно рядом друг с другом, так как лишь немногие помещения замка или господского дома отапливались. Разговаривали, разнообразие вносили настольные игры и кости.
Весна

В конце концов все слова были сказаны, а игры сыграны, в сырых, холодных замках с нетерпением ждали весны. Дороги только оттаяли, были заболоченными и труднопроходимыми, еще не хватало подножного корма для коней. Когда конное войско выросло в значении, еще франки в 755 г. перенесли сбор своего войска с марта на май. С Пасхи начиналось лучшее время рыцаря, который готовясь к войне или распре, принимал участие в турнирах и многодневных охотах. На Троицу год достигал своей вершины с придворными мероприятиями, свадьбами, праздничными собраниями с музыкой, танцами, праздничной едой. За этим могла следовать весенняя компания, распря. Потом однако рыцарь
Конспективный перевод главы из книги
A.Schlunk, R.Giersch. Die Ritter: Geschichte - Kultur - Alltagsleben. Stutgart, 2003
Материалы сайта билдеров Мира трех лун.
Категория: История | Просмотров: 2243 | Добавил: uthitel | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: